Помогу сделать прибыльным
ваш Интернет-магазин

Главный обучающий курс

Курс Александра Бондаря из 10 модулей
о настройке бизнес-процессов Интернет-магазина

Развитие склада Интернет-магазина. Кто на самом деле виноват в пропажах?

Как обычно развивается склад Интернет-магазина при открытии с нуля? Рассмотрим этапы перехода от бардака к порядку. Выработаем критерии для оптимальной организации склада.

Говоря о логистике интернет-магазина, мы с вами рассмотрим две основных составляющих. Естественно, мы сделаем это не полноценно, как следует это сделать с точки зрения большой науки. Мы рассмотрим базовые принципы, которые помогут начинающим владельцам интернет-магазинов лучше понять вопрос и иметь заметное преимущество перед конкурентами, которые эти принципы понимать не будут и будут идти наощупь методом проб и ошибок, набивая шишки на собственной голове. Итак, какие два вопроса логистики интернет-магазина мы поднимем? Первый вопрос – это склад, то есть то место, где хранятся ваши товары. Мы разберем, каким требованиям, каким критериям должен отвечать склад интернет-магазина независимо от того, какой вид товаров в нем продается, в общем, достаточно детально разберем базовые принципы построения склада интернет-магазина. Второй пункт – это краеугольный камень сервиса отечественных интернет-магазинов – это доставка. Надо отметить, что в России и вообще на постсоветском пространстве уникальная ситуация с доставкой, потому что в продвинутых странах – США, Европе, доставка делается обычной почтой. И нормальный, чистый курьер доставит прямо в дом, до двери посылку, которую покупатель заказал в интернет-магазине.

В России же появляется огромное количество курьерских служб, которые выполняют функции доставки, сама почта России доставляет заказ черт знает как – мы с вами знаем, что с Почтой России есть определенные проблемы. Соответственно, здесь есть повод поговорить и рассмотреть какие-то особенности доставки в интернет-магазинах. Надо сказать, что важность доставки заключается в том, что любые усилия, приложенные владельцем интернет-магазина (как правило, доставка делегируется в курьерскую службу - мы рассмотрим почему) могут быть разбиты из-за того, что курьерская служба будет пороть вашу доставку. По статистике, 50% негативных ситуаций в интернет-магазине возникает по причине плохой организации доставки. Как не попасть на эти грабли, мы с вами будем детально рассматривать. Но для начала перейдем к вопросу построения склада интернет-магазина.

Если у вас офлайн-бизнес, который вы хотите вывести в интернет, наверное, вопрос складского хранения для вас менее актуален хотя, возможно, у вас есть какие-то пробелы. Те, кто только начинает бизнес с интерне-магазина, этот вопрос нужно впитать в себя – это я говорю как человек, чей склад проходил с момента открытия все этапы эволюции склада начинающего предпринимателя и пришел в итоге к тому виду, который есть сейчас. Как выглядит склад начинающего интернет-магазина? Обычно это квартира, груды коробок. Если это арендованное помещение, то то же самое – это распихано по коробкам в углах, на коробках какие-то надписи – шпингалеты, расчески, какие-то свои самопальные пометки. Каждый раз, когда поступает заказ, начинается разрывание в бешенстве этих коробок «Где это, где искать? Вася, тащи сюда коробку! Где шпингалет?». Это примерно так выглядит.

Рано или поздно эта система задалбливает владельца, потому что в такой системе, все периодически теряется. Знаете, как для владельца начинающего интернет-магазина – три заказа в день – это просто аллилуйя, танцы с бубном. И вот два заказа в день теряется, потому что не найти что-то на складе. И когда два из трех заказов, которые в принципе есть у тебя в магазине, ты вынужден отменять, потому что на складе бардак, ты начинаешь задумываться о том, что склад надо как-то организовать.

И первое, к чему приходят владельцы интернет-магазинов – это сортировка. Люди приходят к тому, что нужно бы каждому товару присвоить артикул. Коробки в нашей куче мы отсортируем по артикулу, категориям. Расчёски мы разложим в порядке возрастания по номерам, и нам будет проще искать. Там все равно что-нибудь теряется, потому что когда вы отсортировали по артикулу, что-нибудь выпадает, падает, потом это в спешке куда-нибудь всовываешь, ошибаешься. Но это как-то живет, уже нет этих криков, паники. Реже что-то теряется, практически никогда.

Проблема появляется тогда, когда появляется первый сотрудник, имеющий доступ к складу. Пока сам ковыряешься в этом, вроде бы нормально. Как только появляется первый сотрудник и теряется первый товар, бедный сотрудник из-за плохой организации оказывается главным подозреваемым во всех преступлениях, потерях товара.

Тут есть две ситуации – бедный, замученный сотрудник и сотрудник-хитрюга. Сотрудник-хитрюга понимает, что на этом складе ни хрена не ведется, и начинают что-то загребать себе в карманчик. Это вполне может быть, зависит от человека.

А второй тип - страдальцев. Что-то куда-то теряется, и они страдают. Они чувствуют этот груз давления со стороны владельца, и взаимоотношения начинают не клеиться. Некоторые особо обеспокоенные владельцы начинают увольнять одного сотрудника за другим, думая, что это исправит ситуацию, что придет какой-то сотрудник, и склад заблагоухает порядком.

Владельцы начинают вводить инвентаризации. Товаров становится достаточно много на складе, товары чаще теряются, тем больше беспокоится владелец. И во время первых полномасштабных инвентаризаций до владельца наконец доходит, что товары зачастую никто не прет. Если берешь человека с нормальным культурным уровнем, зачастую он не вор, хотя много пишут книг, как у нас прут, воруют… Ну не происходит этого, когда берешь нормальных, этичных людей, они не занимаются этим, серьезно. Лично на моей практике таких случаев просто не возникало, хотя может быть у нас условия были созданы соответствующие. Не знаю. Но почему-то в таких масштабах, в которых описывают, я с этим не сталкивался.

Так вот, во время первых инвентаризаций становится ясно, что дело не в бедных сотрудниках, которых уже пачками поувольняли, а дело в том, что не организован склад. Становится понятно, что товары на месте, и мы теряем заказы из-за беспорядка. И во время инвентаризации наводится этот порядок. Но какие проблемы возникают? Приходится тратить огромную кучу времени. Представьте, когда склад начинает насчитывать хотя бы 5 тысяч единиц, проинвентаризировать такой склад с одним-двумя менеджерами, это отнимает много времени, непонятно, кому и когда это делать. Нанимать на это отдельного человека – нутром чувствуешь, что это неправильно.

И в голове рождается идея где-то через год функционирования магазина разбить склад на ячейки. Это значит, что каждый товар, помимо того, что они все там как-то отсортированы, каждая ячейка нумеруется и ведется какая-то централизованная база, в которой прописано, что в ячейке №1 находится товары такие-то. И когда мы что-то добавляем на наш склад, то менеджер в базе прописывает – артикул 2542 добавлен в ячейку 16. Теперь мы можем проводить инвентаризацию частично. То есть руководитель говорит – сегодня проверяем 17 ячейку. Менеджер может открыть базу – в 17 ячейке хранится раз, два, три, четыре … товаров в таком-то количестве. Подходит проверяет – да, действительно, в таком-то количестве.

Кроме того, ведение ячеек обеспечивает так или иначе больший порядок. То есть сотрудник положил товар не в ту ячейку, с него больше спрос, чем когда все лежит одним пластом, состоящим из товаров. Там всегда можно сказать, что-то куда-то завалилось, провалилось. Здесь ячейки, они периодически выборочно проверяются, и тогда уже повышается степень ответственности менеджеров в поддержании порядка. И когда появляются ячейки, становится понятно, что нафиг не нужна сортировка, это же тоже время. Значит, убираем сортировку, и инвентаризация из полномасштабной превращается в частичную. То есть периодически случайным образом выбираются ячейки, которые можно проверять на укомплектованность.

В идеале делать это вообще попутно. То есть к наших интернет-магазинах, например, реализовывается такая система. Допустим, в какой-то ячейке хранится какой-то товар, и этот товар заказывают. У менеджера, когда он комплектует заказ, распечатка. В ней, помимо того, сколько данного товара положить в определенный заказ, у него написано, что этот товар хранится в такой-то ячейке, и в ней товара столько-то штук всего. Например, всего 10 шт., положить в заказ 2 шт. Что делает сотрудник? Он подходит и забирает 2 шт., и смотрит на второе число. У нас правило – если там 3 или меньше трех, попутно проводится инвентаризация.

То есть при комплектовании заказов сотрудник должен посмотреть, что там действительно 3 штуки. Вот эта фишка применяется для того, чтобы не возникло ситуаций, когда заказанного товара нет в наличии. Когда их много – бог с ним, мы уже разберемся при инвентаризации. Главная проблема с несостыковкой витрины магазина и склада – это то, что страдают клиенты. Чтобы не возникало ситуации, когда клиент заказал товар, а его нет в наличии на складе, когда остается меньше 3 штук какого-то артикула, сотрудник должен обязательно проверить, что они действительно есть. Это легко сделать. Когда там 25 штук, уже сложно пересчитывать, долго. Но когда там 2-3 штучки, сразу увидел и посчитал. Проблему это не вызывает и не занимает много времени. То есть частичная инвентаризация может быть приведена в попутную инвентаризацию.

Вот такие этапы становления склада. А теперь давайте вот историю эволюции склада как-то систематизируем, приведем это к какому-то конечному набору критериев.

Об этом и много другом смотрите в видеокурсе Интернет-магазин с нуля.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

О проекте:

Сайт №1 для владельцев Интернет-магазинов. Полезная информация, статьи, видео об открытии и развитии Интернет-магазина от реального практика электронной коммерции.

Контакты:

Мы всегда рады вашему звонку и
ответим на любые вопросы по
телефону 8-800-333-26-31 в рабочее
время с 10:00 до 19:00.

Также вы можете написать нам
по адресу: office@morebleska.ru

Спасибо!

Наш менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время